«Регалий у меня немного» Интервью с фотографом Леонидом Бергольцевым накануне его 85-летия.

31 мая 2017 года исполняется 85 лет фотографу, одному из «главных леечников СССР» Леониду Бергольцеву. Поздравляем Леонида Ефимовича с юбилеем и публикуем краткое интервью с мастером отечественного фоторепортажа.
С 1996 года и по настоящее время Леонид Бергольцев проживает в США. Свою творческую биографию он интерпретирует так: «Регалий как таковых у меня вовсе немного. В нашем цеху было не меньше двух-трех десятков имен, куда как более продвинутых судьбой и „родной“ советской властью. Я ощущаю себя где-то во второй, а может быть в третьей шеренге. К увлечению фотографией пришел в 1952 году, 20-ти лет от роду. Благодаря выставке „Наша Молодость“, организованной в ЦПКиО во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году, и, главным образом, Юрию Королеву, был в 1958 году взят на работу на вершину советской фотожурналистики — в журнал „Советский Союз“, где проработал 14 лет. После такого опыта можно было позволить себе работу „на свободе“, чем и кормился вплоть до отъезда в „заокеанье“. За это время принял участие почти во всех Всесоюзных фотовыставках, в нескольких сотнях зарубежных выставках и салонах, где заработал не менее четырех десятков всяких разных наград — медалей, призов и дипломов. Одна из первых была получена во Франции в 1960 году — Золотая медаль за фотографию „Генка“. Принимал активное участие в создании Союза фотохудожников СССР. Был председателем Союза фотохудожников Москвы. С 1960 года — член Союза журналистов СССР, с 1987 года — заслуженный работник культуры России, с 1996 года — почетный член Союза фотохудожников России, с 1996 года — член LHSA (Леечное историческое сообщество Америки, объединяющее профессионалов, фотолюбителей и коллекционеров, предпочитающих Leica другим камерам). Вот пожалуй и все, что я сподобился вспомнить».

Известно, что к фотографии вы пришли благодаря увлечению авиацией. Профессию фотографа вы осваивали самостоятельно?

Во времена моего посвящения в фотографию в СССР не существовало учебного заведения, готовившего фотокорреспондентов. Все мы были самоучками, не знаю, как обстоят дела сейчас. Я получил начальные навыки от отца, типичного фотолюбителя, снимавшего 3 — 4 пленки в год. У меня же в последующие годы бывали случаи расхода 15 — 20 катушек пленок в день.

В 26 лет вы начали сотрудничество со знаменитым авторитетным журналом «Советский Союз». Что для вас значит теперь этот период?

14 лет в журнале «Советский Союз» были самым успешным периодом в моей 40-летней профессиональной жизни. 
Хотя я не был большим мастером репортажей, мне гораздо чаще удавались отдельные фотографии.


Можно ли утверждать, что вы вынуждены были уйти из журнала «Советский Союз» по причине вашего свободомыслия?

Определенно. Я был не слишком управляемым. Например, во время «дружеской экскурсии» нашей армии в Чехословакию в 1968 году я «имел наглость» переписываться с Вацлавом Йиру, авангардным фотографом и главным редактором пражского фотографического журнала, невзирая на дружные «указивки» некоторых членов редколлегии.

Какой из ваших снимков может в большей степени охарактеризовать настроение времени, в котором проходила молодость поколения 60-х?

Мне кажется, что таких снимков у меня всего три, по крайней мере, среди вошедших в книгу «Люди среди людей» (альбом «People among people. Leonid Bergoltsev» был издан в США в 2008 году — примечание редакции): «Рождение Истины», «Испытание на прочность» и «Уже один». На первом запечатлено «полное единство власти и народа»; на втором — жители закрытого города Иркутска пришли на стадион посмотреть впервые на живых иностранцев, когда городская команда играла с японцами; на третьем — последний выход Никиты Сергеевича Хрущева на публику в качестве вождя — вся «верхушка» от него дружно отвернулась, решение о его ниспровержении со всех высот уже принято, но он еще не знает об этом и «шествует чинно в спокойствии важном».

Сильно ли советская цензура влияла на ваш творческий подход?

Напрямую не сильно, но очень скоро после прихода в фотожурналистику выработалась самоцензура, достаточно безошибочная. Репортажи в стол и для души не снимал.


С кем из фотографов вы поддерживали дружбу, были близки в творческом плане после ухода из «Советского Союза»?

С Юрием Королевым, с Сашей Птицыным, с Витей Резниковым, да и со всеми остальными. Среди коллег у меня не было противников, насколько я знаю!

Кто из западных фотографов повлиял на ваше мировозрение в то время?

Считаю своим главным заочным учителем Анри Картье-Брессона, встретился с ним всего три раза. А очно меня часто наставлял Говард Сочурек, фотограф журнала Life, почти два года проживший тогда в Москве.


Процесс создания Союза фотохудожников СССР был трудным?

Инициативная группа, в которую входили Ольга Суслова в качестве главного «ледокола» (невестка главного идеолога страны Михаила Суслова), фотограф-журналист Александр Геринас, я и еще несколько человек, обила массу порогов, прежде чем нас соизволил принять некто в отделе агитации и пропаганды ЦК КПСС (как же без них!). Фамилию его несколько лет назад еще помнил, знаю только, что вскоре после нашей с ним встречи он стал большой шишкой в Молдавии.

Если подвести итоги вашей деятельности в качестве председателя московского отделения Союза фотохудожников, чего удалось добиться?

Особых успехов за собой не помню (Господи, как же давно это было!). Организовали несколько выставок, выручили из ГАИ несколько фотографов, чрезмерно спешивших на съемку, и что-то еще в этом роде. То есть продолжали обивать пороги!

Какими камерами Leica вам приходилось снимать?

Первая моя Лейка была модели М3, которую мне продал Миша Кулешов из АПН (сделал он это сгоряча, потом жалел!). Позже в  моем распоряжении появились Leica М2, М3, М4, М6 разных выпусков. Помогали в приобретении камер немецкие друзья с завода Leica в Ветцларе после того, как я впервые побывал там в 1964 году. Я их неоплатный должник, часто вспоминаю эту поддержку с благодарностью. А с цифровой камерой в руках чувствую себя начинающим любителем из фотокружка районного дома пионеров!

Какой момент можно назвать особенно важным в работе фотокорреспондента?

Фотографу прессы не следует придумывать снимки, но это не значит, что не нужно думать. Думать необходимо, особенно во время съемки, причем с максимальной скоростью: от этого почти всегда напрямую зависит результат показа редактору вашего снимка, прошедшего к этому моменту многократный отбор.

Благодарим Леонида Бергольцева за уделенное время, желаем доброго здоровья и позитивного настроения!

Архивные снимки автора для публикации любезно предоставлены Международным Центром Фотографии ICPhoto.ru при содействии фотографа Леонида Шварца. Провела беседу и подготовила материал Юлия Митич. 

(Visited 30 times, 1 visits today)



1 комментарий к записи
««Регалий у меня немного»»

  1. Alexander Zemlianichenko:

    Юля, большое спасибо за Леню Бергольцева !!!

Оставить комментарий